Любая организация создана для достижения определенных целей. Формулировать их, анализировать успешность действий, расставлять приоритеты помогает целеполагание. Поэтому оно является одной из важнейших составляющих управленческой деятельности и общего функционирования любой организации.
Что такое целеполагание
Вкратце, целеполагание – формулирование и постановка целей в определенной сфере деятельности. Но, что важно, целей правильных, обозначающих точное понимание желаемого результата. Это и есть основная задача целеполагания. Постановка правильных целей необходима для формирования, развития и функционирования компания единой целостной системой.
Виды целей в менеджменте
На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Отправной точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: миссия и ценности фирмы, принцип работы с партнерами, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.
В зависимости от функции цели подразделяют по определенным критериям, таким образом, существует несколько классификаций:
- По временному периоду:
- Стратегические или долгосрочные. Определяются на срок 5-10 лет. Если внешняя среда компании динамичная и плохо прогнозируемая, то — около1-2 лет.
- Тактические. От 1 года до 3-5 лет. В этих целях уже все больше фигурируют количественные показатели.
- Оперативные или краткосрочные. Цели являются задачами, которые требуется выполнить за определенный срок от нескольких часов до года. Выражены, как правило, в четких количественных значениях.
2. По сущности самой цели:
- экономические (прибыль, налоги, расходы),
- социальные (например, материальная помощь сотрудникам),
- организационные
- научные
- экологические и т.п.
- 3. По дублированию:
- периодически повторяющиеся
- разово решаемые
- регулярные
- 4. По структуре фирмы:
- глобальные цели организации
- цели отдельных подразделений компании.
Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.
- По функциональности подразделений выделяют цели, которые устанавливают для маркетинговых, производственных, финансовых и других подразделений.
- По сферам, к которым применима цель: внешней среды (товар, покупатели, конкуренты) или внутренней (персонал, производство).
Целеполагание и планирование
Целеполагание в менеджменте является одним из ключевых ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – стратегическое планирование. В нем выделяют три стадии:
- Определение цели;
- Распределение имеющихся ресурсов;
- Информирование персонала о планах.
Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.
Этапы процесса целеполагания
Постановка цели подразделяется на несколько этапов:
- Разработка миссии предприятия. Она обозначает смысл функционирования, убеждения и ценности организации.
- Определение направления целеполагания. Определяется вектор направленности деятельности фирмы в текущий период времени.
- Составление комплекса целей. Используется модель «Древо целей», объединяющая в одно целое цели различных уровней.
- Схема целеполагания. Схематично обозначают главную общую цель, от нее расходятся цели верхнего уровня – по подсистемам компании, далее каждая такая цель дробится на несколько целей второго уровня, в зависимости от подцелей подсистем, и т.д.
- Анализ разногласия целей. Разногласия классифицируются на:
- Внешние – если цели входят в противоборство с внешней средой.
- Внутренние – противоречия между сотрудниками компании.
- Временные – конфликт между долгосрочными, тактическими и краткосрочными целями.
Целеполагание по концепции SMART
Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:
- Specific – четкая, конкретная. Необходимо точно обозначить саму цель и ее результаты. Цель может приносить один точный результат, если их больше, то цель должна быть разделена.
- Measurable – измеримая. Цель должна быть выражена в конкретных показателях.
- Achievable – достижимая. Определяется на основании имеющегося опыта, ресурсов и ограничений.
- Realistic – реалистичная, актуальная. Следует удостовериться действительно ли выполнение этой цели необходимо.
- Time bounded – имеет временные рамки. Цель должна быть реализуема в определенный промежуток времени, зафиксирован конечный срок.
Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.
Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.
Пример цели поставленной по SMART: Увеличить продажи Йогурта «Малыш» в Орловской области к декабрю 2017 на 15%.
Сегодня SMART можно приобрести в виде компьютерной программы для установки сотрудникам, посредством которой за каждым работником закрепляется четкий план со сроками.
Таким образом, становится понятно, что целеполагание играет одну из ключевых ролей в деятельности компании. Любое действие начинается с формулировки цели. И если цель поставлена верно, то Вы четко понимаете какой результат хотите получить. А значит, пути и методы получения этого результата будут выбраны правильно, что неминуемо приведет Вас к успеху.
Комментарии: