Интернет вещей (Internet of Things, IoT) представляет собой множество физических устройств, подключенных к сети Интернет и обменивающихся между собой, службами и пользователями данными. На уровне отдельного индивидуума это может быть связка смартфон/умные часы, а на более глобальном — концепции “умного дома” или “умного предприятия”. IoT является неотъемлемым и очень важным компонентом цифровой диджитализации. Эксперт в сфере IT Антипкин Михаил Сергеевич поделился своим видением на интернет вещей и на нюансы его техподдержки.
Будущее Internet of Things
По прогнозам аналитиков Statista, к концу 2023 года общее количество подключенных к Интернету устройств должно составить около 29 миллиардов. Это существенно изменит к лучшему большинство сфер нашей жизни, будет способствовать созданию более удобного и умного окружающего пространства. Но одновременно это значительно усложнит работу IT-специалистов, увеличивая вероятность атак на информационную безопасность и количество сбоев. Для решения этой задачи Михаил Антипин рекомендует подразделить всю IoT инфраструктуру на 4 уровня и управлять ими по отдельности. В частности, можно выделить:
Итоговые устройства — то есть объекты, исполняющие роль “вещей” и выступающие в качестве интерфейса между реальным и цифровым мирами (например, микрофоны).
ПО, отвечающее за сбор, хранение и анализ больших массивов данных в режиме реального времени.
Коммуникационную составляющую, включающую как сервисы физического подключения (LAN), так и дополнительные протоколы для управления IoT (Thread, Z-Wave). Эта составляющая является основополагающим для обеспечения правильной связи и способов передачи информации в отдельно взятой IoT инфраструктуре.
Платформу, объединяющую всю имеющуюся информацию и обеспечивающую обмен данными с пользователями. Михаил Антипкин подчеркивает, что выбор платформы определяется множеством факторов, включая как исходные требования конкретной IoT инфраструктуры, так и количество устройств и пользователей, протоколы, типологию бизнеса.
Корректировка стратегии поддержки IoT
Помимо отслеживания функциональности отдельных уровней инфраструктуры интернета вещей, Михаил Антипкин рекомендует IT-специалистам:
Разработать и отслеживать соблюдение стандартов закупки отдельных составляющих IoT. В частности, обращать внимание на совместимость, критерии безопасности и надежности, своевременно обновлять все до последних версий.
Осуществлять развертывание IoT исключительно по факту предварительной проверки соответствия всего оборудования корпоративным стандартам.
Выбирать ручную настройку IoT-устройств, информировать персонал о рисках самостоятельного внедрения отдельных компонентов в инфраструктуру (без уведомления ИТ-службы).
Выборочно прибегать к аутсорсу, предпочитая возможности собственных специалистов для снижения вероятности утечки конфиденциальных данных. В идеале поручать внешним компаниям только проблемы первого уровня сложности.
Заключение
IoT-системы, представляющие собой совокупность устройств, подключенных к Интернету и необходимых для обмена данными, несут в себе значительную ценность как для отдельных индивидуумов (“умный дом”), так и для бизнесов (“умное предприятие”). Но в то же время они повышают уязвимость IT-инфраструктуры перед внешними угрозами и вероятность утечки информации. Во избежание проблем с IoT-системами, эксперт в сфере IT Михаил Антипкин рекомендует поуровневое управление элементами системы, внедрение корпоративных стандартов закупки отдельных IT-компонентов и их проверку перед внедрением, а также регулярное обновление ПО и минимизацию аутсорсинга. Это позволит бизнесу в полной мере пользоваться всеми преимуществами, которые несет интернет вещей.
Комментарии: