Поделиться этой записью

Новости

Эффект фасилитации

Эффект фасилитации

Эффект социальной фасилитации – это явление при котором человек более быстро и эффективно выполняет поставленную задачу в присутствии наблюдателей, чем при одиночном выполнении той же операции. Что интересно эффект фасилитации свойственен не только людям, но и животным при присутствии особей своего вида.

История

В конце 19 века психолог Норман Триплетт обратил внимание на то что велосипедисты показывают более высокие результаты при соревнованиях, чем при одиночных заездах. Триплетт провёл ряд экспериментов, которые подтвердили данную закономерность. Позже были проведены эксперименты на животных, муравьи быстрее работали в присутствии других особей, цыплята быстрее ели зерно.

Позже ученые выявили обратный эффект, на выполнение некоторых заданий присутствие особей своего вида замедляли выполнение работы. Из-за этого исследования ненадолго прекратились, и были продолжены лишь во второй половине двадцатого века ученым Робертом Зайонцом. Именно он сформулировал в чем заключается эффект фасилитации и противоположный ему эффект ингибиции.

Дело в том, что при выполнении задач, которые человек выполняет, не задумываясь присутствие посторонних стимулирует ускорение выполнения работы – это и есть эффект фасилитации. Но выполняя более сложные, не привычные и интеллектуальные задачи, присутствие наблюдателей наоборот замедляет скорость работы, это явление назвали эффектом ингибиции. Роберт Зайонц дал общее название данным явлениям – эффект аудитории, так же его называют эффект Зайонца.

Причины эффекта фасилитации и эффекта ингибиции

Одной из причины такого поведения принято считать возбуждение, которое проявляется в присутствии наблюдателей. При выполнении работы где результат заведомо известен, возбуждение помогает ускорить выполнение. Но если результат работы зависит от умственной деятельности и результат не спрогнозировать, возбуждение приводит к совершению ошибок.

Совместная работа и эффекта фасилитации в бизнесе.

Применение эффекта фасилитации часто связывают с групповой работой. Само по себе увеличение производительности сотрудников естественно интересует прежде всего бизнес сообщество. Поэтому многие крупные компании умышлено поручают выполнение проектов не одному сотруднику, а группе. По мимо эффекта фасилитации, групповая работа помогает достичь следующих преимуществ:

  1. Группа создает условия для обмена опытом, знаниями, навыками и компетенциями. Часто еще употребляется термин – синергия.
  2. Члены группы оказывают поддержку друг другу. Группа стимулирует участников к индивидуальным усилиям и риску.
  3. Создание групповой ответственности.
  4. Более высокая индивидуальная ответственность, так как ответственность перед группой оказывает более высокий стимулирующий эффект чем ответственность перед руководством.
  5. Группа усиливает эмоциональные проявления своих членов.
  6. В группе намного больше возможностей для получения обратной связи.

Причины возникновения эффекта аудитории.

В ходе исследований, Роберт Зайонц описал основные зависимости эффекта аудитории:

  1. Чем более авторитетный наблюдатель в глазах исполнителя. Тем сильнее проявляется эффект.
  2. Чем сложнее задача, тем сильнее проявление эффекта.
  3. Соревновательная и совместная деятельность, значительно усиливают эффект аудитории.
  4. Чем эмоционально стабильней личность, тем проще она переносит новые задания, за действующие интеллект.
  5. Эффект аудитории подчиняется закону оптимума активации.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Комментарии:

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Register