Выгоранием сотрудников называют процесс, при котором персонал проявляет всё больше безразличия к своей работе, что негативно влияет на исполнение должностных обязанностей. Сотрудник при выгорании перестаёт получать положительные эмоции от рабочего процесса и его результатов.
Непосредственно термин выгорание, был предложен американским психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году. Он характеризовал выгорание как потерю мотивации, физическое и эмоциональное истощение и снижение ответственности сотрудников.
Признаки выгорания сотрудника.
Выгорание персонала отличается от лени и сознательного неисполнения должностных обязанностей. Выгорание это является признаком неправильно построенного рабочего процесса. К сожалению далеко не все руководители умеют определить выгорание и думая, что сотрудник просто лениться применяют мотивацию на избежание. Такие действия только усугубляют проблему и доводят подчиненного до увольнения.
Определить выгорание сотрудников можно по следующим признакам:
- Сотрудник открыто признаёт свою несостоятельность как сотрудника
- Сотрудник не скрывает неудовлетворенность работой
- Сотрудник не верит в успех
- Делится негативными эмоциями с коллегами
- Циничное отношение к коллегам и клиентам
- Физическое и эмоциональное истощение
- Синдром хронической усталости
При эмоциональном выгорании сотрудник может стать вялым и не активным, часто бывает наоборот проявляется излишняя агрессия и вспыльчивость. Сотрудник, который ленится выполнять работу всегда пытается скрыть факт невыполнения. При выгорании чаще всего сотрудник берется за работу, но выполняет её без энтузиазма и открыто сопротивляется.
Причины профессионального выгорания
Профессиональное выгорание чаще других испытывают люди, которые по роду деятельности вынуждены часто общаться с людьми. Но катализатором выгорания могут быть следующие причины:
- Большое количество стрессов на работе
- Переработки
- Проблемы с доходом и условиями жизни
- Не стабильная обстановка на работе, боязнь потерять работу
- Длительное отсутствие развития
- Рутина
Профессиональное выгорание по большей части связано не с физической усталостью, а с эмоциональной. Часто работодатель в течении длительного времени держит сотрудника в эмоциональном напряжении и не даёт спуску.
Выгорание продавцов
Профессиональное выгорание продавцов достаточно частое явление. Развитие продавца в компании часто происходит по одному и тому же сценарию: устроился, в первый месяц показал неплохие результаты, на второй месяц был в пятерке лучших, в третий месяц продал как в первый, на четвертый месяц превратился в стандартного продавца с потухшим взглядом и низкими результатами.
Происходит такая ситуация в основном по двум причинам. Первая причина: сотрудник пришёл работать продавцом тупо по тому что взяли только в продажи и сам работать продавцом не хочет. У многих просто не хватает эмоций чтобы работать в торговле и такие люди перегорают очень быстро. Вторая причина: за время работы продавец так и не научился правильно продавать, то есть он продаёт по определённому скрипту, не учитывая потребности конкретного клиента, поэтому все покупатели ему кажутся дураками. И если в начале карьеры, продавец перекрывает свою некомпетентность высокой мотивацией. Но мотивация заканчивается, а компетенций как не было, так и нет. Поэтому работа начинает казаться рутинной и скучной.
К сожалению людей, которые созданы для продаж не так много и, как правило они быстро перерастают свою должность, за счет того, что компетенции продавца помогают им двигаться по карьерной лестнице и они хорошо умеют продать себя. Что же делать чтобы продавцы не выгорали?
Развивайте персонал
Развивайте своих продавцов с первого дня трудоустройства и не заканчивайте этот процесс. Если у вас нет вторичного обучения продавцов, то продумайте как это можно реализовать. Учите продавцов думать, показывайте, что продажи делаются головой. Научите их именно вести диалог с клиентом, а не просто всем произносить один и тот же речевой модуль.
Вовлекайте в достижение общей цели
Очень важно чтобы в работе была идея, человек не должен ходит просто чтобы продать товар. Должна быть какая-либо высшая миссия. Продавцу важно внушить что его труд очень важен для клиента и от качественного выполнения продаж зависит судьба клиента.
Продумывайте рабочие перерывы
Продавец должен иметь место и время чтобы отдохнуть во время рабочего процесса. Очень тяжело общаться с людьми без остановки. Многие руководители не думают о том, как организовать системный отдых персонала.
Поддерживайте позитивный настрой
Крайне трудно продавать если настроение плохое, дома проблемы, да ещё и начальник только орёт. Продавец должен ходить с улыбкой поэтому чаще хвалите за правильное поведение. Именно за поведение, часто продавец делает всё правильно, но продажи нет и руководитель ищет ошибки и указывает только на них. Старайтесь такого избегать, похвалите продавца, скажите ему что, если ты будешь делать всё точно так же у тебя обязательно купят.
Избегайте рутины
Через 2 года работы продавцом на одной должности, большинство людей потеряют интерес к работе. Это абсолютно нормальный процесс. И если нет возможности найти сотруднику найти другую работу, поменяйте для него что ни будь. Например, переведите в другой отдел, сделайте наставником, делегируйте ему какие-то полномочия. Сотрудник должен видеть, что он развивается. Иначе он начнет сам искать пути своего развития и вряд ли они будут связаны с работой.
Комментарии: