Воронка продаж – является одним из основополагающих инструментов для анализа и планирования продаж. Воронка продаж представляет собой пирамиду с широкой вершиной и более узким основанием.
На вершине воронки стоят клиенты, которые впервые познакомились с вашим продуктом, в нижней части находятся клиенты совершившие покупку. Середина воронки позволяет понять, что происходит с клиентами в середине пути. По сути воронка отображает качество работы с клиентами, чем больше из познакомившихся с продуктом совершают покупку, тем больше вы продаёте, а значит тем качественнее у вас построена технология продаж.
Сам термин воронка продаж впервые использовал Элайас Сент-Эльмо Льюис ещё в 1898 году. Он изложил путь клиента от знакомства с продуктом к покупке: знакомство, интерес, желание, действие. За прошедший век поведение клиентов не поменялось, и термин воронка продаж используется и по сей день. В большинстве компаний следят за такими KPI показателями как: конверсия (в западных компаниях часто используется термин CloseRate), CTR, трафик, теплые клиенты и т.п.
Что даёт воронка продаж? И для чего она нужна?
Ситуация на рынке постоянно меняется и если сегодня у вас высокие продажи и всё идёт отлично, то уже завтра могут произойти изменения которые кардинально скажутся на вашем бизнесе. Успеха в продажах добиваются только те, кто быстро умеет адаптировать к новым реалиям рынка и использовать их для роста продаж. Те же, кто не способен предвидеть изменения и поменять подход к ведению продаж, будут занимать либо малую долю рынка, либо разорятся.
Воронка продаж показывает действия покупателя, а от этого зависит ваша эффективность. У вас могут быть самые лучшие цены в городе и очень хорошее обслуживание, но если о вас никто не знает и заходит очень мало клиентов, то вы заработаете не много. И, наоборот, у вас может быть бешеный трафик, но крайне низкое качество сервиса и не конкурентные цены.
Воронка продаж нужна для того чтобы вы видели где вы теряете клиента и понимали над чем вам работать. Для начала вам необходимо сформулировать нормативные показатели трафика и конверсии. Если конверсия намного ниже ожидаемой необходимо определить на каком этапе клиенты уходят от вас. К примеру, я не раз сталкивался с тем, что владелец интернет магазина заложил бешеный бюджет в рекламу, но сэкономил на дизайне сайта и не продумал навигацию, поэтому он теряет клиентов из-за высоких показателей отказов при первичном контакте.
Воронка продаж в работе продавцов.
Очень показательно сравнить воронку продаж при общении продавца с покупателем. При этом за точки контроля мы возьмём классические этапы продаж.
- Клиент может отказаться на этапе установления контакта. Если на данном этапе следует много отказов, то, как правило, продавец не заинтересовал клиента.
- Клиент может отказаться после презентации товара. Это признак того что презентация проведена не по потребностям клиента. Соответственно либо потребности не выявлены, либо не правильно проведена презентация.
- Клиент может отказаться на этапе отработки возражений. Если возражение истинное, то продавец не умеет отрабатывать возражение, если ложное, то вопрос к презентации и работе с возражениями.
- В конце концов, многие продавцы не закрывают сделку.
По сути, разобравшись на каком этапе, продавец теряет наибольшее количество покупателей можно сделать вывод о том над каким из 5 этапов продаж ему нужно поработать. Естественно в продажах, где нет продавцов все те же этапы выполняются за счет таких вещей как меречандайзинг, маркетинг и рекламные компании.
Помимо, воронки продаж в методах управления персоналом часто можно увидеть термин – воронка найма. Сам процесс найма чем то похож на продажу поэтому суть терминов очень схожа.
Комментарии: