Тендеры сегодня широко распространены как способ поиска партнёров, исполнителей или поставщиков. По своей сути, это конкурс между теми, кто претендует на заключение контракта. Проводятся они государственными и коммерческими структурами. Последние более распространены, могут касаться самых разных объектов. На B2B Global можно сравнить актуальные проекты, изучить основную информацию. Однако, несмотря на единые цели, тендеры государственных и коммерческих структур имеют существенные различия. И самым важным является источник финансирования.
Для проведения торгов требуются деньги. Привлечение участников, собственно, сама организация влекут расходы, и чем масштабнее проект, дороже товар и больше сумма контракта, тем существеннее затраты. Госзакупки обычно финансируются из казны или же деньги поступают от субъектов РФ. Интересно, что участвовать в тендере могут все желающие – предприниматели, физлица или предприятия. Коммерческие торги оплачиваются частными средствами или со счетов юрлиц, в зависимости от того, кто выступает организатором. В качестве последних могут быть как физические лица, так и предприятия.
Формы проведения
Для осуществления коммерческих тендеров чаще всего выбирается открытый принцип, хотя также практикуются и закрытые торги. В первом случае о конкурсе объявляют в СМИ, что позволяет оповестить публику, привлечь новых участников. Предложения от потенциальных исполнителей рассматриваются на общем собрании, дата проведения которого тоже разглашается. После оценки всех позиций комиссия составляет протокол с рейтингом участников. Он публикуется, считается официальным документом, подтверждающим прозрачность ведения процедуры торгов. По завершении конкурсного мероприятия результаты также объявляются общественности, сам победитель уведомляется в индивидуальном порядке, с ним продолжается ведение переговоров.
Закрытые коммерческие тендеры, наоборот, исключают принцип гласности. Процедура подразумевает подачу предложения с конкретной ценой. Более того, к участию допускаются лишь специально приглашённые особы. Отбирает их организатор, ориентируясь на ряд параметров:
- род деятельности;
- финансовую благонадёжность;
- репутацию;
- производственные мощности.
По завершении закрытого тендера результаты не предаются гласности. Участникам не разглашаются предложения конкурентов. Победитель уведомляется персонально и уже с ним в индивидуальном порядке обсуждаются условия сделки: даты и объёмы поставок, товаров, оказание услуг. Остальные участники просто получают оповещение о проигрыше.
Нюансы контроля и участия
Это ещё два важных различия между государственными и коммерческими тендерами. У последних в принципе отсутствует контроль госструктур хода их выполнения. Возможные разногласия или претензии сторон договора (исполнителя и заказчика) решаются в обоюдном порядке посредством переговоров и обсуждений. Однако обязательно учитываются положения действующих законодательных нормативов.
В ходе проведения коммерческого тендера компания-заказчик может запросить котировки. В таком случае она вправе вести переговоры с потенциальными исполнителями, формировать требования к участникам торгов. Влияние государства при такой форме тендера осуществляется лишь посредством принятий новых законодательных нормативов, публикаций с изменениями в законодательстве. Хотя документы последнего типа, по сути, выступают рекомендациями к проведению конкурса. Главным нормативным актом, что регулирует взаимоотношения в области выполнения и организации коммерческих торгов, является ГК РФ.
Однако в ходе тендера компания-заказчик может воспользоваться услугами специалистов, получивших государственную аккредитацию. Также нередко предприятия-организаторы коммерческих торгов допускаются в роли консультантов к процессу подготовки госзаказа на закупку.
Комментарии: