Часто при просмотре новостей мы встречаемся с таким термином как индекс потребительской активности населения. Что это за показатель потребительская активность? Как его измерить? И зачем он нужен?
Потребительская активность это один из важнейших индикаторов экономики 21, её иногда называют экономикой потребления. Потребительская активность показывает насколько много, население тратит денег. Чем больше население тратит средств, тем интенсивнее развивается экономика, тем лучше все нам – высокий уровень жизни, много рабочих мест, магазины набитые товарами. В общем с какой стороны не посмотри всё хорошо. Но если потребительская активность начинает снижать, то товары оказываются не нужными, производители начинают выпускать меньше товаров, сокращать рабочие места в общем сокращать издержки. Так например и произошло в кризис 2008 года.
Когда потребительская активность снижается?
Естественно потребительская активность подвержена влиянию многих факторов, перечислять их нет большого смысла. Главное для стабильной потребительской активности – это уверенность общества в своём будущем. Как только появляются предпосылки к нестабильности, люди начинают беспокоиться и начинают экономить деньги, меньше брать кредитов, покупать самое необходимое. Происходит цепная реакция и рынок уходит в резко вниз.
На самом деле все достаточно просто, потребитель узнаёт о новостях из телевизора, интернета и газет и пока там пишут, что всё хорошо, потребитель тратит деньги. Это основополагающие законы капиталистического общества.
Суть общества потребления
Очень сложно вычислить, когда появилось общество потребления. Но есть четкое понимание, что это произошло с появлением промышленного производства, увеличения конкуренции. Важный шаг к обществу потребления стало появление маркетинга. Дело в том что СМИ и реклама дали возможность населению увидеть как живут другие, у людей появилось стремление жить лучше. Если раньше человек удовлетворял свои базовые потребности в еде и жилье, то сейчас ему хочется есть дорогие продукты, ездить на дорогой машине. Для многих людей стимулом в жизни стали вещи, которые порой человеку не нужны. Вы готовы взять кредит на невыгодных условиях, лишь бы ездить на дорогой машине или купить дорогой телевизор. Можно смело сказать что общество потребления держится на человеческой жадности и зависти. Только этим можно объяснить порой просто шокирующие поступки людей, например в Китае мальчик продал почку чтобы купить айфон. На самом деле этот поступок не сильно отличается того чтобы взять этот товар в кредит. Поскольку сам телефон за такие деньги служит лишь для удовлетворения своего самолюбия и жадности.
Кредитование это основной двигатель потребительской активности
Кредиты это самый основной инструмент стимуляции потребительской активности. Ведь намного проще взять товар в кредит, чем копить на него. Да и сама идея копить деньги научит людей «плохому». В капиталистическом обществе деньги должны работать, и быстро оборачиваться. Тут на самом деле всё просто – бедные тратят деньги, богатые вкладывают. Бедные работают за деньги, у богатых деньги работают на человека. Капиталистам выгодно чтобы население брало кредиты. Кредит не только помогает продать товар, но и заставляет людей усердно работать. Сразу вспоминаются европейцы выменивающие за красивые стекляшки и алкоголь у туземцев золото. Так же и сейчас, мы отдаём свои силы и жизнь, за смартфоны и красивую одежду.
Как капиталисты подстёгивают покупательскую активность
Для производителей очень важно чтобы потребительская активность не снижалась. Но проблема состоит в том что если человек купить товар он может им долго пользоваться до того как ему потребуется новый. Какой выход, ведь продавать товар нужно постоянно и если удовлетворить спрос единоразово, то заводы будут простаивать. С этим столкнулись многие производители бытовой технике ещё в 70х годах. Клиент мог пользоваться холодильником 20-40 лет и у него не было необходимости покупать новый, поскольку старый ещё работал. К решению этой проблемы производители подошли творчески. Первое срок жизни товара начал искусственно снижаться, в товар изначально закладывается низкий срок службы, поскольку долго служащий товар не выгоден производителю. Кроме этого в товар стали постоянно вноситься несущественные изменения и меняться дизайн. Более новая модель выглядит лучше, более свежо и её хочется купить.
Это породило культуру пользования товарами. Например то что автомобиль нужно менять каждые три года, мебель раз в 5-7 лет, мобильник не реже чем раз в год. За это время техника «устаревает», а если клиент всё равно не идёт за новой, то она просто сломается.
Что случиться с обществом потребления?
Пессимисты и социалисты пугают население неминуемым крахом общества потребления. Самая популярная теория заключается в том что сейчас только 1 миллиард из 7, живёт в обществе потребления, так называемый «золотой миллиард», но если активно потреблять начнёт вся планета, это приведет к быстрому истощению природных ресурсов, загрязнению планеты и другим проблемам. Ну а такие вещи как правило заканчиваются войной. Такое развитие событий наиболее вероятно если общество не перестанет необдуманно потреблять.
Есть и другая гипотеза, на мой взгляд, наиболее вероятная. Суть её в том, что населению надоест потреблять и произойдёт смена ценностей. Через несколько поколений люди в развитых странах забудут про то что такое недостаток пищи. Населению надоест играть в игры, смотреть кино и т.п. Вырастет несколько поколений воспитанных в достатке и для этих поколений будут нужны новые «развлечения». О логичности такого поворота событий говорит теория мотивации Энтони Робинса. В ближайшие десятилетия прогнозируется резкий отток жителей из крупных городов в деревни и села. Сейчас происходит обратная ситуация, недвижимость далеко от города резко дешевеет. Но по законам жизни «свято место, пусто не бывает», богатые уже уезжают из городов. Скоро эту тенденцию подхватит средний класс, после этого это станет «новым трендом». Возможно, уже наши дети начнут больше ценить природу в первозданном виде, а не телевизор и компьютер.
Комментарии: