Поделиться этой записью

Мерчендайзинг / Новости

Мерчандайзинг

В 21 веке огромная доля рынка розничной торговли ушла в магазины полного и частичного самообслуживания. У людей появилась культура самостоятельной покупки не только товаров повседневного потребления, но и бытовой техники и электроники. Но при всём при этом желание розницы влиять на поведение потребителя осталось и в этом процессе большую роль отвели мерчандайзингу магазина, который призван не только создавать в магазине удобную и комфортную обстановку для покупателя, но и влиять на его выбор.

Что такое мерчандайзинг.

Мерчанда́йзинг (от англ. merchandising) – это процесс увеличения продаж за счет расстановки товара и обустройства магазина. Мерчандайзинг является  неотъемлемой частью маркетинга в розничной торговле, с английского это слово переводится как товароведенье. Этот процесс преследует две основные цели:

  1. Улучшить лояльность клиента к магазину. Любому человеку хочется совершать покупки в чистом и удобном магазине, где товар аккуратно расставлен и на нем есть правильный ценник. Поддерживать порядок в большом гипермаркете с трафиком в несколько десятков тысяч людей в сутки, эта целая наука.
  2. Повысить средний чек. За счет правильного применения методов мерчандайзинга, можно существенно повысить товарооборот.

То есть, проще говоря, основные цели мерчандайзинга – это увеличивать средний чек, повышать конверсию и оказывать положительное влияние на трафик. Получается, что мерчандайзинг напрямую влияет на основные KPI показатели в продажах.

Функции мерчандайзинга.

Для достижения вышеописанных целей в концепции мерчандайзинга есть ряд функций. Сразу стоит отметить, что мерчандайзинг очень индивидуален, и сильно отличается в зависимости от внешних и внутренних факторов, коими являются: география магазина, его площадь и аудитория, товар который продаётся, наличие или отсутствие продавцов. Кроме того многие сети стараются наделить свои магазины «фишками», сделать их индивидуальными и отличающимися от конкурентов.

К основным функция мерчандайзинга можно отнести:

  • Своевременное наполнение полок товаром;
  • Выделение приоритетного товара;
  • Использование всего пространства магазина;
  • Наличие актуальных ценников на товаре;
  • Соблюдение внутренних правил презентации товара, оформление магазина в едином ключе;
  • Использование приоритетных мест для продаж: предкассовая зона, торцы, товары на входе в магазин;
  • Оформление акций и спец предложений;
  • Развитие кросс мерчандайзинга;

Кто занимание мерчандайзингом.

Для выполнения целей и задач мерчандайзинга, в магазине может быть задействован совершенно разный персонал. Это могут специально обученные мерчандайзеры или обычные продавцы. В предкассовой зоне часто задачи мерчандайзинга возлагаются на кассиров. В некоторых случаях используются грузчики.

Саму планограмму магазина разрабатывают заранее, ещё до его открытия. Расписывается абсолютно всё: расположение полок и стеллажей, где какие отделы будут располагаться, как будет выставляться товар и т.п. Исходя из этого, уже подбирается помещение под магазин, самые крупные ритейлеры строят здания для магазинов самостоятельно, учитывая свою концепцию. Ярким примером является ИКЕЯ.

Правила мерчандайзинга.

У мерчандайзинга есть ряд определенных общепринятых правил. В целом концепция мерчандайзинга конкретного магазина описывается в его внутреннем регламенте. Есть достаточно расхожие мнения на многие вещи, например: выставление товара по цене, в некоторых магазинах принять выставлять товар от дорогого к дешёвому, в других наоборот. Поэтому правила мерчандайзинга действуют в каждом магазине свои, но есть некоторые принцы:

  1. Логически понятное выставление товара. При выставлении товара на полки всегда есть принцы понятности и логичности, товар делится на категории, внутри категории он выставляется по цене. При этом категория может отдельно разделятся на бренды, например батарейки. Основной смысл в том чтобы клиенту было удобно искать то что ему нужно.
  2. Ощущение наполненности полок. На полках не должно быть «дыр» и мест где товар отсутствует. У клиента должно складываться ощущение богатства выбора.
  3. Наличие правильного ценника на товар.
  4. Отсутствие пыли и грязи.
  5. Удобная и простая навигация по магазину. Здесь принято две концепции: прозрачность зала и наличие табличек упрощающих навигацию.
  6. Одинаковость оформления магазинов одной сети.
  7. Витрины должны быть сформированы по принципу геометрической устойчивости. То есть мелкий товар должен быть размещён выше чем крупный.

Это далеко не все правила мерчандайзинга, нужно отметить что из любого правила есть исключения. Потребитель быстро привыкает к одинаковости магазинов и его начинает привлекать нарушение этой одинаковости, поэтому всегда нужно уметь экспериментировать и нарушать некоторые правила в пользу увеличения товарооборота.

Мерчендайзинг дистрибьюторов и производителей.

Стоит отдельно уделить внимание тому, что мерчендайзингом озадачиваются не только ритейлеры, но так же и производители с дистрибьюторами. У большинства крупных компаний есть своя мерчендайзинговая стратегия и многие производители продают свой товар сетям только при условии выполнения правил размещения товаров.  Один из примеров это GP и Duracell эти производители батареек во всех магазинах презентованы абсолютно одинаково. Они даже отдельно выделяют фирменное оборудование для презентации их товаров.

От производителей и дистрибьюторов в торговых сетях работают мерчандайзеры, которые следят за своим товаром, лоббируют интересы своего бренда перед администрацией магазинов. При необходимости проводят обучение продавцов консультантов, очень часто мотивируют их на продажу своего бренда.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Комментарии:

Lost Password

Register