Ни для кого не секрет что Япония достигла просто выдающихся успехов в бизнесе. Японские производители занимают лидирующие места во многих сферах, по объему ВВП страна находится на 4м месте в рейтинге стран, уступая лишь таким гигантам как Китай, США и Индия при чём в отличии от этих государств Япония не обладает огромными природными богатствами. Многие считают, что секрет успеха — это высокая работоспособность населения. Но по мимо этого в Японии есть весьма интересная философия о которой знают весьма немногие – кайдзен.
Что такое кайдзен
Кайдзен (кайдзэн, от японского 改善, Kaizen) – это японская концепция, заключающаяся в непрерывном совершенствовании как рабочих процессов: управления, производства, разработки, так и остальных аспектов жизни человека. Термин получил широкое распространение после издания книги Масааки Имаи «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний» (1986, Kaizen: The Key to Japan’s Competitive Success). После публикации книги, термин кайдзен стал означать однуиз важнейших компетенций менеджера.
Применяться данная технология начала после второй мировой войны в период восстановления экономики. В частности, стратегия кайдзен применялась и применяется компанией Toyota мировым лидером в продажах автомобилей.
Кайдзен в бизнесе
В западном бизнесе всё основывается на прибыли, и любое нововведение оценивается с точки зрения затрат и доходов. Концепция кайдзен в бизнесе означает постоянное улучшение рабочих процессов, нацеленное прежде всего на потребителя и на рабочую команду. Концепция кайдзен утверждает, что нет ничего идеального и всё нуждается в постоянном совершенствовании.
Стоит отметить что концепция кайдзен плохо приживается в западных компаниях из-за разницы в менталитетах цивилизаций. Сильнее всего это видно при постановке целей подчиненным, стратегия кайдзен учит не наказывать и не приказывать сотрудникам. У них спрашивают совета, их вовлекают с ними советуются и вместе с ними принимают решение. Именно высокая вовлеченность и самоотдача каждого сотрудника общему делу помогает достигнуть КПД близкого к 100%. Именно поэтому для полноценного воплощения концепции кайдзен требуются высококвалифицированные менеджеры, которые готовы воплощать кайдзен практики.
Принципы кайдзен
Само понятие кайдзен достаточно новое и принципы каждый автор выделяет разные, ниже перечислены основные:
- Ориентация на клиента. Если компания работает по принципам кайдзен, то для неё на самом приоритетном месте удовлетворение потребностей клиента.
- Непрерывные изменения – это основополагающий принцип философии кайдзен.
- Открытое признание проблемы, там, где нет проблемы совершенствование невозможно
- Тесная связь между всеми отделами и службами, максимальная прозрачность и открытость. В сравнении с западными компаниями меньшая обособленность подразделений.
- Все сотрудники заняты улучшением качества, формируются рабочие группы, занятые решением на их взгляд важных проблем.
- Создание межфункциональных команд. Такие команды не распадаются после решения проблемы, они могут существовать десятилетиями.
- Развитие поддерживающих взаимоотношений. Для компании важно воспитать вовлеченность персонала в работу, это неизбежно приведет компанию к успеху, пусть и не в ближайшей перспективе. Для западных компаний приоритетны текущие финансовые показатели.
- Горизонтальный обмен опытом и знаниями.
- Самодисциплина сотрудников. Важно уметь держать себя в руках и уважать членов команды.
- Всегда начинать с решения своих задач, самосовершенствоваться на персональном фронте работ.
- Единое информационное пространство, одинаковость донесения информации. Все сотрудники должны обладать одинаково точной и полной информацией о компании.
- Развивать систему делегирования полномочий. Обучать сотрудников многим специальностям.
- Делайте выводы опираясь на факты, отделяйте эмоциональную составляющую.
- Не путать причину и следствие, решать причину проблемы, а не бороться со следствиями.
- Контроль не улучшает качества, необходимо включать в рабочий процесс улучшение качества.
- Стандартизация наиболее успешных практик. Самые лучшие практики стандартизируются для того чтобы не потерять достигнутый успех.
- Автоматизация всего того что можно автоматизировать.
В целом нужно учитывать совершенно разные психологии людей на западе и в Японии. Если на западе широко ценится личность и индивидуальность, то в Японии сотрудники намного выше нацелены на успех команды.
Комментарии: