Поделиться этой записью

Бизнес в интернете / В центре внимания / Маркетинг

Компании Единороги — кто это?

Единорог – это бывший легендарный персонаж известных сказок. Но его легендарность и уникальность теперь охарактеризована по-иному. Термин появился благодаря основателю компании Cowboy Эйлин Ли. Этот деятель назвал 39 компаний-стартапов, капитал которых был оценён более чем в миллиард долларов. Такие компании – на самом деле редкость. Обязательным условием «единорога» является год основания не ранее 2004 г.

Ежегодно в мире рождается не менее 4 компаний-единорогов. Их отличиями являются:

  1. Инновационная ключевая особенность. Так, служба такси Uber использует новый способ заказа машин к месту отправления и назначения. Snapchat – соцсеть, отличающаяся от всех своих предшественников.
  2. Приоритет компании, использующей принципиальные новшества. Разрушив сферу деятельности на рынке, который эти компании, наоборот, должны были развить, они создали то, что с лёгкостью заменило прежние подходы, возможно, разработали принципиально иную технологию.
  3. Компания-единорог излишне клиентоориентирована. Она работает не столько на юрлиц, сколько на физлиц. Единорогом она называется ещё и потому, что успела уйти далеко вперёд, опередив всех остальных, «задрав в пике» превосходство по охватываемой аудитории, буквально свалив своих конкурентов, работавших до этого без проблем лет десять. Так, фирма Spotify – доступ к огромной, многомиллионной музыкальной коллекции мира. А компания Instacart даёт возможность купить «быстроперекус» в один клик.
  4. IT-развитие единорога зиждется в основном на «софте», он – 87% всей мощи конкретной фирмы. 7% уходит на физические серверы, и лишь 6% — на остальной сервис. Всё та же компания Uber дала возможность забронировать такси в одно касание; Airbnb, же открыл новые возможности обмена файлами по Интернету, а компания Dropbox прибегла к «облачному» файлообмену.

Наконец, все единороги – полностью частные фирмы. Но благодаря своей скандальной известности они очень сильно привлекают внимание крупных корпораций, желающих «прибрать» их под себя.

Компании-единороги 2019 года

Топ-5 компаний-единорогов – следующие фирмы:

  • Uber (оценён в $68 млрд);
  • Didi Chuxing ($56 млрд);
  • Xiomi ($46 млрд);
  • Meituan Dianping ($30 млрд);
  • Airbnb ($29,3 млрд). 

Компании-единороги в России

По состоянию на 2019 год, в России единорогов не водится. Возможно, какие-то компании ранее такими и являлись – «Яндекс», Mail.ru, VK, Telegram – однако они либо выросли из них, став полноценными ООО, либо исчезли, так и не развившись, либо эмигрировали за рубеж.

Компании-единороги в IPO

Процедура IPO – переход любой компании из закрытого (ЗАО) в статус открытого (ОАО, ПАО) акционерного общества. Это значит, что акционером ПАО может стать любой желающий, у кого есть свободные средства. Акционеры ЗАО – лица лишь узкого круга.

Стартап – та компания, которая не набила себе цену настолько, чтобы прийти на фондовую биржу. В ближайшие годы такие крупные компании, как Uber, Lyft, Palantir, готовятся полным ходом захватить рынок акций. В случае, если эти фирмы выйдут на фондовую биржу, оставшиеся два месяца 2019 г. стали бы рекордными по капиталу, вливаемому на рынок IPO.

Так, стоимость процедуры IPO для всё той же компании Uber обошлась бы в возрастание её собственного капитала до 120 млрд. долларов. При этом 25 млрд. долларов – та сумма, которую компания смогла бы привлечь изначально. Так, на рубеже тысячелетий IT-компании привлекли 44,5 млрд. долларов на американских фондовых биржах. В 2014 г. китайская фирма Alibaba выложила на фондовый рынок акции на всё те же 25 млрд. долларов. Вслед за Uber компания Lyft также планирует провести процедуру IPO. Она оценивается примерно в 15 млрд. долларов. Компания же Palantir оценивается в 41 млрд. долларов, и его стоимость будет определена в 2020 г. суммой в 41 млрд. Планы ещё могут поменяться, т. к. крупнейшие инвестиционные банки стремятся переоценить стоимость сделок, дабы «покрыть» их на опережение.

Но данным списком компаний-единорогов процедура IPO не ограничится. О своих планах озвучил и клиент обмена сообщениями Slack, система доставки быстрых закусок Postmates, гиганты кибербезопасности CrowdStrike и Cloudflare и «софт»-компания, разрабатывающая программы для видеочатов, Zoom Video Communications. Процедуру IPO наметили также стартапы Airbnb и Pinterest, Didi Chuxing Technology и Ant Financial Services. Последняя сотрудничает с фирмой Alibaba и в последний раз её оценили в 150 млрд. долларов.

Вывод из данной ситуации можно сделать лишь таким. Ситуация по сравнению с предшествующими годами значительно поменялась. Стартапы в основном ориентировались на индивидуальные инвестиции со стороны. Эти вкладчики не захотели вкладывать в них десятки миллиардов долларов – они посчитали, что на первое время хватит и таких вливаний. Большинство ещё более крупных вкладчиков обходили их стороной. Но стартапам надоело находиться в такой тени, и они решили выйти на рынок – продолжать развиваться и выходить на новый уровень дохода и оборота капитала всё же нужно. Простые вкладчики сразу уяснили, что им стоит вложиться в такие компании, как Uber — стоит тем провести IPO и стать общедоступным источником акций, на которых можно заработать. Для некоторых из них такие компании стали частью жизни. До сих пор, пока эти единороги представляли собой ЗАО, в них далеко не каждый мог вложиться, а сами акции при этом поднялись в цене.

Компании, выходящие на международный фондовый рынок, при этом вряд ли упустят очередные возможности для дальнейшего развития. Они не намерены медлить. К тому же те фирмы, вознамерившиеся всё-таки провести процедуру IPO до 2021 г., не застрахованы от неудачи. Дело в том, что рынок ПАО нестабилен и запросто может рухнуть в любой момент. Если множество фирм всё-таки большим потоком хлынет на фондовый рынок, он может резко упасть по параметрам спроса. К тому же стоимость акций многих IT-гигантов значительно упала в цене.

Business chart , This is a computer generated and 3d rendered picture.

В 2018 году вкладчики массово выкупали акции новых и новых фирм, припожаловавших на фондовый рынок. Так, 201 фирма втянула в это дело 54 млрд. долларов – и это в основном американские фирмы. На 47 таких фирм пришлась значительная доля капитала – 17,8 млрд. долларов. Данные количественные характеристики превысили точно такие же в 2015-2017 гг. (за каждый из этих трёх лет). Акции IT-компаний при проведении процедуры IPO в среднем охарактеризовались на 9% больше. Впоследствии после первого дня торговли они подскочили в стоимости примерно на 28%.

IT-компании уверены: их акции продолжат возрастать в стоимости. Часть из них будет продана дорого. В 2018 году процедуре IPO было подвергнуто лишь 17% акций – меньше этого количества на фондовый рынок не выкладывалось акций вообще за всю историю. Продолжая их выкладывать, эти же фирмы привлекли более 21 млрд. долларов, и с 2000 года для них будет установлен новый рекорд.

Таким образом, у стартапов есть резон двигаться дальше. Пора перестать уже быть стартапами-единорогами – и занять полноценное место, конкурировать с другими компаниями на новом уровне. Один из таких путей – процедура IPO, и чем больше желающих приобрести их акции – тем успешнее и долговечнее эти компании будут.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Комментарии:

Lost Password

Register