Задумываться о том, как вы будете продавать товар нужно ещё перед запуском вашего проекта. Нужно составить план мероприятий и в нём отобразить, как вы будете доносить своё коммерческое предложение до клиента.
Дело в том, что каналов продаж существует великое множество. Конечно в идеале использовать как можно больше различных способов продаж. Но это потребует не малых затрат. От правильно выбранного канала продаж зависит рентабельность вашего бизнеса. Рынок не стоит на месте, всё меняется. Часто даже крупным компаниям приходится полностью менять основной канал сбыта продукции.
Виды каналов продаж
Выбор каналов продаж очень сильно зависит от того какой продукт вы планируете продавать и соответственно кто ваш потенциальный клиент. Со временем каждый канал продаж начинает себя изжевать, к примеру, в конце 90х CTR баннерной рекламы в интернете мог превышать 50%, сейчас же результат более 1% это достижение. Важно не упустить тенденции рынка поэтому всегда развивайте и отсиживайте все доступные вам каналы продвижения товара.
Каналы продаж можно оценить по следующим параметрам:
- Стоимость привлечения клиента (CAC – customer aquisition costs перевод: стоимость привлечения покупателя) – данный параметр для каждого канала продаж будет свой, есть бюджетные способы привлечения клиентов, а есть очень затратные;
- Скорость запуска продаж – это время с момента запуска канала продаж, до выхода на проектную мощность. К примеру, для построения отдела активных продаж с нуля нужно потратить не менее месяца, а контекстную рекламу можно настроить за один день;
- Емкость канала продаж – это то сколько клиентов вы можете привлекать с помощью канала продаж;
- Долговечность и сезонность – некоторые каналы продаж имеют сезонный или событийный характер;
- Средний чек – с некоторых каналов продаж приходят клиенты с большим средним чеком чем с других;
По мимо перечисленных факторов стоит учитывать факторы, которые напрямую не влияют на текущие продажи. К таким параметрам можно отнести узнаваемость вашего бренда. Есть такое мнение что для того чтобы клиент совершил покупку нужно совершить семь касаний клиента. К примеру заказ клиент может сделать через сайт, но о товаре он узнал из радио. Оценка эффективности каждого канала продаж — это очень важная составляющая анализа продаж.
Активные и пассивные продажи
Все каналы продаж можно разделить по тому, кто инициатор контакта с клиента, на активные и пассивные продажи. Если клиент обратился к вам сам, это пассивный источник продаж. Если вы сами нашли клиента и предлагаете ему товар — это активные продажи. Большинство каналов продаж относятся к пассивным. Активные каналы продаж – это телемаркетинг, MLM, спам, а также различные промо акции и PR активности. В таких продажах высока роль продавца, а роль продукта и компании снижается. Но любые активные продажи негативно воспринимаются населением их связывают с навязыванием и впариванием.
Онлайн и офлайн продажи
Аудитория в интернете и в жизни ведёт себя по-разному. Прежде всего потому что на данный момент ещё не у всех сложилась культура покупок через интернет. Некоторые клиенты наоборот покупают абсолютно всё через онлайн. Стоит отметить что интернет открывает невероятные возможности по быстрому развёртыванию продаж. Вы можете за считанные дни начать продавать свой товар хоть на весь мир. Но помните, что, если вы успешно продаёте товар в интернете, значит товар востребован и в офлайне. Например, рекламу крупных сайтов можно всё чаще увидеть по телевидению, а в городе появилось много наружной рекламы с предложением по изготовлению сайтов.
Прямые продажи, дилерские и дистрибьюторские
Компания конечному потребителю может продавать товар сама или с помощью посредников: дилеров или дистрибуторов. С одной стороны, прямое общение с клиентом даёт много очевидных преимуществ: не нужно платить посреднику, быстро вводите все желаемые изменения в продажах и мерчандайзинге, получаете обратную связь от клиентов о качестве товара. С другой стороны, вы увеличиваете расходы на операционную деятельность лишний персонал, логистика, документооборот, отчётность и т.п. Организовывать продажи через посредников намного быстрее, но менее управляемо.
Стоит отметить что прямые продажи и дистрибьюторские могут прекрасно дополнять друг друга. У дистрибьютеров часто есть выходы на широкий перечень торговых точек, аналогичную работу провести с нуля очень трудно. И наоборот производитель может акцентировать внимание на ключевых сетях.
Комментарии: