На самом ли деле черт так страшен, как его молюют?
Вопреки распространённому мнению любовь и ненависть – не противоположные чувства. Скорее это две стороны одной медали. Любая эмоция, которую демонстрирует клиент – повод для начала плодотворного взаимодействия. С негативом работать сложнее, но без этого никак. Неприятные воспоминания остаются надолго, так что если хотите удержать клиента, не поленитесь изменить его отношение к компании в сторону положительного.
Запомните: каждая высказанная претензия – это возможность добиться лояльности потребителя. Компенсируйте впечатления от несоответствующего ожиданиям товара или некорректно оказанной услуги бонусами и доброжелательным отношением к заказчику сотрудников фирмы. Клиент обязательно расскажет об этом родственникам, знакомым и друзьям, тем самым создаст положительный имидж компании.
Личный опыт
Если покупатель предъявляет претензии, не расстраивайтесь. Будучи управляющим директором дилерского центра я иногда работала с такими клиентами. В большинстве случаев жалобы даже не обосновывались. Впрочем, обоснование претензии не принципиально. Задача специалиста по работе с клиентами – выслушать человека и принять меры.
Важно, чтобы в компании работал специально обученный персонал, умеющий слушать и слышать людей, вести переговоры, устанавливать доверительные отношения. Наши сотрудники грамотно разрешали конфликты, поэтому клиенты оставались лояльными и продолжали сотрудничать с нами.
Работа с претензиями
В первую очередь специалист даёт покупателю высказаться. Это могут быть устные замечания либо письменное оформление претензий. Решить вопрос помогает форма для жалоб и предложений на главной странице сайта. Даже если клиент останется недоволен, он положительно оценит саму возможность «выпустить пар».
Ни в коем случае не оправдывайтесь, не пытайтесь объяснить, почему получилось именно так, а не иначе. Подобное поведение раздражает. Просто примите претензию и постарайтесь выполнить все пожелания заказчика. Покупатель хочет побеседовать с начальством? Любезно согласитесь и покажите, где кабинет шефа.
Не забывайте поблагодарить человека за участие в деятельности компании, помощь в работе по повышению качества товаров или оказания услуг, извиниться за причинённые неудобства. После исправления замечаний обязательно проинформируйте клиента об этом.
Если одни и те же претензии предъявляют разные клиенты, задумайтесь о реорганизации бизнеса, измените бизнес-план, скорректируйте тот или иной процесс. Обратные связи – одна из составляющих успешного развития компании.
Умение выслушать покупателя гарантирует 70% успеха, но на этом работа с жалобой не заканчивается. В качестве извинения фирма преподносит подарок. Получать подарки любят все. На презентах не экономят, особенно если замечание «по делу»! Клиент наверняка поделится впечатлениями с другими людьми, поэтому в интересах компании сделать всё возможное, чтобы рассказ был позитивным.
Ещё одна хорошая идея – задействовать творческие способности персонала, чтобы заказчика удивить. Например, организовать мероприятие для внимательных клиентов или узнать, что любит конкретный покупатель, и предложить ему это в качестве бонуса.
Профилактические меры
Минимизировать количество претензий помогают сбор и анализ данных об обслуживании клиентов. Неплохо «работают» методы:
— «Тайный покупатель» (позволяет увидеть, как продавцы взаимодействуют с покупателями, общаются между собой в присутствии клиента, рассказывают о преимуществах товара);
— тестирование (его с удовольствием проведут родственники или друзья, они посмотрят на ситуацию со стороны и подскажут, что изменить в деятельности компании вообще и в работе с клиентами в частности);
— организация мероприятий: дни открытых дверей, вечера лояльности и другие встречи, во время которых заказчики делятся впечатлениями о товарах, услугах, что-либо предлагают, высказываются сами и внимательно слушают других;
— создание формы обратной связи на сайте;
— опросы.
Мнением клиентов интересуются лично и на страницах социальных сетей. Важно грамотно сформулировать вопросы. Опрашивают не только покупателей, но и персонал. Кто как не работающие с клиентами сотрудники знают, что нужно покупателю или потребителю услуги? На основе ответов составляют отчёт, который тщательно анализируют.
Непосредственное общение. Нейтрализация конфликта.
Если клиент пришел в офис, чтобы высказать свое недовольство, делайте следующее:
Изолируйте раздражённого посетителя от других людей: подойдите к окну или найдите такое место в помещении, где вам никто не будет мешать.
Копируйте позы и жесты клиента. Если он сел на стул, тоже сядьте. Человек встал и ходит по кабинету? Делайте то же самое.
Скажите клиенту о том, что понимаете его чувства, дайте понять, что негодуете вместе с ним. Позвольте покупателю высказаться.
Пока клиент говорит, демонстрируйте невербальное участие (кивки головой, сочувственный взгляд), используйте технику «активного слушания» и предложите возможное разрешение ситуации.
Поблагодарите человека за эффективную обратную связь и подарите ему какой-нибудь приятный подарок.
Комментарии: