Любой хозяйственный субъект рано или поздно сталкивается с необходимостью проведения инвентаризации, целью которой становится определение, соответствуют ли учетные данные имеющимся реалиям. Без данных действий в современном мире не обойтись, поскольку таковые в ряде ситуаций предписаны действующим законодательством. В принципе, осуществление данных мероприятий является проверкой, насколько верно проводится учет объектов в организации. Но как же осуществлять инвентаризацию основных средств, чтобы она не шла вразрез с существующими нормами законодательства и зачем, когда требуется подобная проверка?
Что входит в понятие «основные средства»? Это материальные объекты, долгое время использующиеся компанией при производстве или для управленческих нужд. К таковым относятся, например, здания, сооружения, предметы техники, транспорт, хозинвентарь, скот и пр.
Для чего требуется подобная процедура? Законом определено, что инвентаризация основных средств должна производиться для:
- определения присутствия основного средства;
- сопоставления его характеристик с данными бухучета;
- проверки действительного отражения средств в учете.
Проведение инвентаризации основных средств
Чтобы гарантировать справедливость данных бухучета любая компания обязана создать соответствующие условия для осуществления инвентаризации.
Мероприятия следует осуществить, если имели место такие события как:
- смена лица, наделенного материальной ответственностью;
- составление бухотчетности за год;
- наличие фактов воровства, порчи имущества и т.д.
- ликвидация, а также реорганизация присутствующей на рынке фирмы;
- пожар, любые другие ЧС и природные катаклизмы;
- иные варианты, предусматриваемые законом.
Для инвентаризации следует создать комиссию в которую войдут административные работники, сотрудники бухгалтерии, инженеры и ряд сотрудников других профилей. Подобные действия регламентируются рядом нормативно-правовых актов, одним из них является №129-ФЗ.
В ходе процедуры комиссия должна внимательно осмотреть каждый объект, выявив его соответствие с имеющимися техническими, а также эксплуатационными характеристиками. Если речь идет о недвижимости, нужно тщательно проверить документы. Когда инвентаризация касается техники (транспорт, оборудование) следует произвести внимательную сверку инвентарного номера с информацией техпаспорта.
Результаты инвентаризации основных средств
Результаты проверки должны оформляться следующим образом:
- соответствующей описью согласно форме №ИНВ-1;
- сличительной ведомостью (№ИНВ-18). В документе непременно порядке должны быть отражены расхождения между действительностью и бухучетом. Подобная бумага составляется в двух экземплярах (один для бухгалтерии, другой для лица, на которое возлагается материальная ответственность);
- итоговой ведомостью, куда внесены итоги инвентаризации (№ИНВ-26).
Порядок инвентаризации основных средств
Проверка может быть осуществлена только при участии лица (или лиц), имеющего материальную ответственность. Такие сотрудники обязаны предоставить расписки в том, что еще до того как мероприятия начаты все документы на имущество (приходные, расходные) уже были сданы в бухгалтерию или предоставлены членам комиссии.
Еще до начала процедуры надо выяснить:
- состояние инвентарных карточек, их наличие. Кроме того, это касается описей и пр.;
- наличие, а и то, в каком состоянии находятся техпаспорта и иные документы;
- присутствие документов на средства, сданные и взятые компанией для хранения или арендованные. Если таковые бумаги отсутствуют, нужно заняться их оформлением.
В процессе комиссией выясняется наличие всех документов, требуемых для оформления. Среди них и бумаги на землю, ресурсы и т.п., находящиеся во владении компании.
При выявлении ошибок нужно отметить это в соответствующей описи, содержащей также ряд сведений по объектам, не состоящим на учете.
Вся информация по основным средствам заносится строго согласно наименования и назначения. Если объект подвергался изменениям (восстановительные работы, реконструкция и пр.) и это стало причиной изменения его назначения, то он должен быть отмечен в описи согласно новому назначению.
На средства, использование которых невозможно, следует составить отдельную опись. В ней отмечается время введения объекта в эксплуатацию, а также причины, сделавшие его непригодным. Отдельная опись посвящена арендованным или на хранении средствам.
Акт инвентаризации основных средств
У субъекта, который ведет хоздеятельность, акт инвентаризации основных средств может являться оригинальным – здесь реально и отойти от общей унифицированной формы. Но такой документ в обязательном порядке обязан содержать:
- наименование (что представляет из себя бланк);
- дату составления;
- названием организации или ИП;
- факт, отражаемый в документе;
- ФИО лица – составителя бланка и его подпись.
Вышеуказанное означает, что подобный акт в любом случае имеет схожий вид в случае инвентаризации основных средств любого типа. Типовой образец (ИНВ-1) состоит из пары страниц, является утвержденной нормой – возможно, его использование организацией при проведении инвентаризации основных средств.
Комментарии: