Наверняка, идя по вокзалу или другому зданию, все замечали коробки для пожертвований в какую-либо религиозную организацию; некоторые, возможно, запустили туда монетку-другую. В интернете ярким примером подобных сборов является Википедия – наверное, все, раз зайдя на страницу сайта, натыкались на большое окно с просьбой вложить сумму на благо проекта. Ведь Википедия только и держится за счет таких добрых пользователей – больше за сайт никто не платит.
Подобные явления, будь то в реальной жизни или виртуальной, обзавелись английским названием, которое в неизменном виде перебралось в наш язык, – фандрайзинг.
Что такое фандрайзинг
Под фандрайзингом (fundraising), а по-русски – сбором пожертвований (fund – финансирование, raise – сбор), понимается привлечение организацией извне материальных и нематериальных ресурсов для выполнения какого-либо проекта или для существования организации в целом. К фандрайзингу прибегают в основном негосударственные некоммерческие организации, работающие в различных сферах.
Таким образом, фандрайзинг заключает в себе три основные последовательные цели:
- Получение необходимых ресурсов;
- Достижение цели, для которой осуществлялся сбор;
- Повышение благополучия общества в целом.
Соответственно целям сборов, различают два типа фандрайзинга:
- Проектный – собранные ресурсы идут на выполнение конкретного проекта;
- Оперативный – финансирование для функционирования организации; данный тип призван покрыть текущие расходы сообщества.
Другая классификация связана с тем, чьими силами предприятие занимается сбором пожертвований. Выделяют фандрайзинг:
- Внутренний – поиск ресурсов организация кладет на свои плечи; сотрудник, ответственный за это, при таком раскладе называется фандрайзером;
- Внешний – для поиска финансирования нанимается квалифицированный консультант («профессиональный фандрайзер»).
Кроме того, в своей поисковой деятельности сообщество может обратиться к добровольцам, то есть заинтересованным людям, готовым вложить свое время и (или) деньги на благо задумки.
Ресурсы в фандрайзинге
Фандрайзинг – это не только сбор денег. К числу пожертвований относятся также информация, помещения, время, квалифицированный персонал и так далее. Для привлечения средств некоммерческая организация может проводить массовые акции, привлекать к себе волонтеров, устанавливать взаимовыгодные партнерские отношения с другими организациями, собирать членские взносы и многие другие.
Источники ресурсов в фандрайзинге разделяются на несколько видов. Рассмотрим каждый из них подробно:
- Спонсор — юридическое или физическое лицо, поддерживающее какое-либо мероприятие или организацию на определенных условиях, часто – для рекламы собственного имени;
- Инвестор – лицо или организация, делающее вклад для получения прибыли впоследствии;
- Грантодающая организация – как следует из называния, подобные организации предоставляют гранты, то есть пожертвования для достижения определенной цели;
- Меценат — физическое лицо, оказывающее бескорыстную благотворительную помощь на добровольной основе;
- Донор — организация, которая делает пожертвования на конкурсном основании.
Области, где применяется фандрайзинг
Наиболее традиционная область применения фандрайзинга – общественная сфера. Пожертвования собираются на оказание помощи малоимущим, пенсионерам, ветеранам.
Добровольные взносы в науке позволяют проводить научные исследования для разработки новых технологий. В результате этого фирма, собирающая средства, может оказаться впереди конкурентов.
В образовательной сфере распространен фандрайзинг для помощи школьному и высшему образованию. Создаваемый при такой деятельности образ благотворителя, заботящегося о молодом поколении, зачастую привлекает спонсоров.
В культуре средства собираются на поддержку в области литературы, музыки, кино, изобразительного искусства и тому подобное. Для зарубежных организаций это хороший способ наладить международные рыночные отношения, поскольку они показывают интерес к человеческим ценностям и творчеству данной страны.
В последние годы большие обороты набирают пожертвования в области здравоохранения и экологии. Государство и общество выделяют их как важные, актуальные проблемы.
Комментарии: