Поделиться этой записью

Новости / Управление продажами

Эмоциональный интеллект в бизнесе

Дискуссия об эмоциональном интеллекте стала своеобразным «хитом сезона» для профессионального HR-сообщества по обе стороны океана. Попробуем и мы, в свою очередь, разобраться, что же такое эмоциональный интеллект и что под этим термином подразумевает автор нашумевшей концепции.
По мысли Д. Гоулмена, помимо так называемого IQ, известного многим еще со школьной скамьи.  Существуют другие, не менее важные характеристики мышления, в их числе — так называемый эмоциональный интеллект (EI), от которого во многом зависит жизненная успешность человека, его профессиональный и карьерный рост.

Эмоциональный интеллект имеет два основных измерения:

  • Отношение к себе: как я понимаю себя и взаимодействую с собой, насколько у меня зрелая позиция по отношению к себе, насколько адекватны мои самоощущение и самооценка, что мной движет в работе и в жизни (внутренняя мотивация или внешние стимулы).
  • Отношение к другим: как я воспринимаю окружающих, насколько умею и хочу слышать, слушать и понимать других людей, способен ли я строить и поддерживать межличностные взаимоотношения. Для расшифровки и истолкования каждого их этих понятий мы предлагаем использовать привычный и понятный в HR-мире язык компетенций.

Отношение к себе:

Понимание своих особенностей, своего настроения, эмоций, умение жить с собой в ладу, в контакте, личностная зрелость —как все это проявляется в бизнес-контексте? Как влияет на поведение и работоспособность сотрудника?

Человеку с высоким EI, как правило, свойственно уверенное поведение (лишенное в то же время неадекватной агрессивности, желания доминировать любой ценой), позитивная, но при этом реалистичная самооценка, способность взглянуть на себя интегрально. Таких людей отличает здоровое чувство юмора и готовность шутить над собой.

Еще одно из отличительных качеств человека, наделенного высоким EI, — само регуляция, т.е. способность вовремя замечать и перенаправлять свои неконструктивные, «стрессовые» реакции, эмоции и импульсы в другое русло, умение сдерживать и осмысливать свою реакцию на события и людей, прежде чем начать действовать.

Как такое поведение будет проявляться в работе? Скорее всего, человек с высоким EI окажется последовательным и целеустремленным сотрудником, открытым ко всему новому. Даже самые неопределенные перспективы и внезапные изменения такие люди склонны воспринимать как новые возможности, а не как угрозу для личной безопасности и самооценки. Им свойственна редкая способность «держать удар», т.е. в самых тяжелых обстоятельствах не сдаваться, не впадать в панику, реагировать взвешенно — качество, особенно ценное для руководителей и первых лиц компаний.

Еще одна особенность, присущая людям с высоким EI, — внутренняя мотивация. Такие люди ориентированы на достижение результата, а не на избегание поражения, неудач. Достигнув желаемого успеха, они не останавливаются, а ставят перед собой новую, еще более амбициозную задачу, продолжают постоянное движение вперед. Оптимизм перед лицом неудач также является их характерной чертой. В отличие от общеизвестных «кнута и пряника»  — внешних мотиваторов, люди с внутренней мотивацией движимы ценностями. Такие люди  — идеалисты (в хорошем, не наивном понимании этого слова).

Отношение к другим:

В первую очередь речь здесь идет о способности и желании человека слышать и понимать людей, проявлять эмпатию. Зачастую эмпатию путают с излишней чувствительностью, но в действительности это не совсем так.

Эмпатия означает способность понять, что происходит с другим человеком, причем совсем не обязательно впадая в то эмоциональное состояние, в котором находится собеседник.

Какие компетенции связаны с этой способностью? Способность привлекать, удерживать и развивать таланты, умение слышать других людей, понимать их — все эти качества являются важной особенностью менеджеров с высоким эмоциональным интеллектом. Сюда же можно отнести ориентацию на внешнего и внутреннего клиента, умение не формально, а искренне, с чистым сердцем воспринимать беды, заботы, потребности другого человека.

Широко пропагандируемая американцами и зарождающаяся у нас в стране тенденция терпимости к различиям (как и использование различий) также относится к области эмоционального интеллекта. Различия между людьми можно воспринимать как потенциальное зло, препятствие на пути взаимопонимания, а можно, напротив, как ценность. Менеджеры с высоким EI лучше других понимают: если люди думают по-разному — это не проблема, а ресурс команды, полезный и даже необходимый для решения бизнес задач.

Последний компонент эмоционального интеллекта — способность устанавливать контакты и развивать взаимоотношения. Эта компетенция, особенно ценная для топ-менеджеров, подразумевает умение работать в команде и управлять командой, персональное, а не административное влияние, способность убеждать людей, при этом не обязательно обладая формальными полномочиями, избегая как штрафов, так и избыточных материальных поощрений. На наш взгляд, тому есть несколько объяснений.

Первое — эта теория отлично разрекламирована. На волне возрождения гуманизма на Западе она была подхвачена многими компаниями и получила значительный резонанс в бизнесе.

Второе — старые теории менеджмента в современном, быстро изменяющемся мире нередко «не срабатывают», рынок постоянно требует чего-то нового, особенно из рук прогрессивных гуманистов.

И, наконец, третье и основное — сегодня есть немало исследований, подтверждающих, что эмоциональный интеллект действительно имеет очень высокую корреляцию (значительно большую, чем интеллект формальный — IQ) с результативностью работы людей в бизнесе.

Так для сотрудников (исполнителей) корреляция EI с высокой результативностью составляет 0,61 (для сравнения, корреляция успеха с IQ — 0,3). Для менеджеров корреляция EI с высокой результативностью составляет 0,82 (корреляция успеха с IQ — 0,15). Максимальная корреляция равна 1. Что интересно, для рядовых сотрудников формальный интеллект (IQ) имеет несколько большее значение, чем для менеджеров. Это может показаться забавным, однако менеджеру совсем не обязательно быть таким же ≪умным≫ (в обывательском понимании этого слова), как исполнитель. Для менеджера гораздо важнее умение находить контакт и ладить с людьми, выстраивать отношения с окружающими и конструктивно влиять на них, добиваясь поставленной цели.

Рекомендую прочитать

Книга "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ" Дэниел Гоулман - купить на OZON.ru книгу Emotional Intelligence: Why Il Can Matter More Than IQ с быстрой доставкой по почте | 978-5-00057-915-2Книга «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман — купить на OZON.ru книгу Emotional Intelligence: Why Il Can Matter More Than IQ с быстрой доставкой по почте | 978-5-00057-915-2
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Комментарии:

Lost Password

Register