Дебиторская задолженность (в народе чаще употребляется слово – дебиторка) – это сумма денежных средств, которые должны юридическому лицу другие юридические или физические лица. С одной стороны с дебиторкой можно просто не сталкиваться, работая по предоплатной системе продаж, но на деле всё оказывается намного прозаичней.
Откуда берётся дебиторка
Чаще всего дебиторка возникает, когда товар отдаётся под реализацию в розницу по постоплатной системе продаж. То есть продавец расплатится только после того как реализовал товар. С одной стороны это не очень логичный поступок для производителя или дистрибьютора, ведь намного проще работать по предоплате и не опасаться столкнуться с дебиторкой. Но на деле есть несколько факторов, которые заставляют поставщиков и производителей идти на такие уступки:
- Недостаток оборотных средств у продавца. Дело в том, что у продавца деньги всё время в обороте, и лишних денег на покупку нового товара просто нет. Кроме того для самого продавца достаточно рискованно покупать товар который он может и не продать. Лучше закупить тот, что точно продастся.
- Конкуренция. В условии конкуренции, продавец может выбирать, у кого и как закупать товар. И система оплаты так же играет большую роль. Соответственно поставщики и производители, работающие только по предоплате, оказываются в менее выгодном положении.
- Высокая стоимость хранения товара. Складские помещения стоят денег, и хранить товар достаточно дорого. Намного выгоднее чтобы он хранился на складах в продавца. Нужно понимать, что чем выше цена товара, тем сложнее его продать и получается, что у продавца работающего по постоплатной системе товар будет дешевле.
- Ваш товар никто не знает. Если ваш товар не известен на рынке, то шансов что его купят по предоплате очень мало. Конечному продавцу дорого место на полке и занимать его не известным товаром и рисковать его не продать весьма опасно.
- Скоропортящиеся продукты питания. Товар с ограниченным сроком годности чаще всего продают по постоплатной системе потому что есть риски его не успеть продать, а продавец не хочет брать риск на себя. А производитель в свою очередь должен как можно быстрее найти продавца, пока товар не испортился и ему приходится идти на риск.
Соответственно продавец, продав ваш товар, не спешит отдавать за него деньги, так как деньги нужно скорее пускать в оборот, платить за аренду, коммунальные платежи и вообще проблем всегда много и если поставщик не спешит забирать свои деньги, то зачем их сразу отдавать. Очень важно понимать, что пару лишних миллионов, продавец за месяц может вложить в товар и заработать на ваших деньгах. По сути, так же можете сделать и вы, но продавец понимает, что вы от него зависите, он может отказаться покупать товар у вас и уйти к конкурентам.
Существуют так же случаи, когда продавец не продал ваш товар и поэтому не возвращает деньги. Здесь ситуация очень не однозначная, и выходов из нее есть несколько: вернуть товар себе и продать другому продавцу, убедить продавца выставить товар на приоритетные позиции, снизить цену товара.
Как работать с дебиторской задолженностью
Работу с дебиторкой можно разделить на две составляющие: правильная реализация товара то есть создание условий для успешной продажи вашего товара, и непосредственно взаимодействие с клиентом по своевременной выплате дебиторской задолженности. Очень важно понимать, что дебиторкой нужно заниматься системно, а не ждать когда клиент сам произведёт оплату или бежать «выбивать долги» когда у вас закончились деньги.
Обеспечиваем успешную реализацию товара
Для того чтобы ваш товар начали продавать, нужно не просто найти хорошего продавца. Важно контролировать, как происходит продажа товара. У большинства крупных фирм есть мерчандайзеры которые взаимодействуют с магазинами, для того чтобы товар был выставлен на приоритетные позиции. Если вы не можете себе позволить таких сотрудников, то хотя бы самостоятельно проверяйте, где расположен ваш товар в магазине.
Не забывайте, что успех реализации зависит и от ваших действий. Если ваш товар не покупают, стоит подумать о рекламе, изменении упаковки и прочих маркетинговых хитростях. Если всё делать правильно, то у вас не возникнет проблем с реализацией, а значит и проблем с дебиторкой станет меньше, останется просто добиться оплаты от продавца.
«Выбиваем долги»
Всё хорошо ваш товар продали и теперь важно добиться своевременной оплаты от продавца. В бизнесе есть специальные термины – оборачиваемость дебиторской задолженности и коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях. Эти KPI показатели показывают — насколько успешно компания ведёт свой бизнес, они напрямую влияют на ликвидность и платёжеспособность компании. Если вы не следите за этими показателями, то нужно срочно этим заняться.
Для того чтобы клиент погасил дебиторку как правило приходится ему либо звонить с напоминанием, либо ехать. Ответ клиент может обещать заплатить, жаловаться на трудную жизнь и многое другое. Ваша задача систематически разными способами напоминать о долге. Возьмите на вооружение пример коллекторских агентств, они выбивают долги за счет того что постоянно давят на психику должника. Например: начинают названивать в 8 утра и напоминать о долге, говорят что вы можете продать что ни будь для погашения долгов и т.п. Тут главное не упускать дело на самотёк и уметь проявлять жёсткость.
Комментарии: