Суггестия — психологическое воздействие, с целью внушения объекту каких-либо установок, часто противоречащих его воле. Оно способно в корне изменить мышление человека, его взгляды, приоритеты. Суггестия широко применяется во многих областях нашей жизни. Познакомимся же с системой основных понятий этого воздействия:
1) Суггестор — человек или группа людей, являющиеся внушителями идей.
2) Суггеренд — объект суггестии, воспринимающий информацию.
3) Суггестабельность — способность человека принимать внешние установки. Она зависит от множества факторов, начиная от пола, заканчивая умственным и физическим развитием.
Внушение также делится на: прямое и косвенное. Прямое внушение характеризуется жестким воздействием на психику суггеренда и перемен в его сознании. Косвенная же суггестия заключает в себе скрытую информацию, но также совершает воздействие на объект.
Суггестабельность человека может быть повышенной, если объект обладает данными качествами:
— неуверенность в себе
— робость, чувство неполноценности
— инфантильность
— стеснительность
— доверчивость
— высокая впечатлительность
— заторможенное развитие логического мышления
— слабая воля
Также к категории людей с высоким восприятием внушения относятся: пожилые люди, дети, умственно отсталые. В связи с неустойчивой психикой им достаточно просто привить какую-либо идею.
Суггестор может самостоятельно подготовить объект внушения для лучшего восприятия. Для этого он должен обеспечить суггеренду спокойную, комфортную обстановку; расположить человека к себе; на основе индивидуального анализа личности подобрать нужную технику суггестии. Внешне внушитель должен выглядеть спокойно, опрятно. Ни одна деталь не должна вызывать чувства тревоги или дискомфорта для объекта.
Суггестия в рекламе
Ни для кого не является секретом, что суггестия довольно широко используется в рекламе. Внушение можно рассматривать как одно из важнейших условий успеха реализации продукта. Существует несколько факторов для эффективного воздействия суггестии на потребителей:
1) Свойства персонажа рекламы. Авторитетный персонаж, имеющий опыт и знания по своей специальности, несомненно, будет вызывать больше доверия, чем обычный обыватель. Будь то стоматолог в рекламе зубных щеток, или же повар в рекламе кухонных принадлежностей. Чем выше статус актера рекламы — тем большую симпатию мы испытываем к нему.
2) Стиль изложения рекламы. Вы никогда не увидите в рекламе абстрактных, размытых сообщений. Стиль изложения всегда должен быть четким и понятным потребителю. При суггестии на телеэкране, упор идет в массовость. В рекламе отражаются те свойства товара, которые оценят большинство потенциальных покупателей.
3) Речевая стилистика и построение речи. Как правило, используется мотивации суггеренда к действию путем ненавязчивых вопросов, т.е. косвенного внушения. Человек сам того не понимая, уже хочет купить данный продукт. Звуковые сочетания тоже нередко используются в рекламных роликах. Ассимиляция и ассонанс давно стали верными друзьями для сценаристов. Сочетания определенных звуков помогают создать для объектов суггестии определенную атмосферу.
Суггестия и контрсуггестия
Конрсуггестией называют концепцию противодействия суггестивному влиянию. При протекании этого процесса проявляет ответную психологическую активность по отношению к внушению. Как правило, процесс контрсуггестии возникает при недоверии двух собеседников. Ни один из них не будет воспринимать информацию оппонента, влияние будет потеряно. Чтобы не подвергнуться внушению, нужно отличать, в какой ситуации можно получить пользу от суггестии, а в какой ее влияние будет отрицательным. Выстраивание перед собой барьера сопротивления внешним установкам — это и есть контрсуггестия. Этот барьер может возникнуть совершенно случайно.
Между собеседниками может запросто возникнуть обычное непонимание. Использование иносказаний, неологизмов, архаизмов, а также акцент ведут к непониманию сообщения, и как следствие, контрсуггестии. При получении информации с различными дефектами, мы ставим ее значение ниже, но если нам будет действительно важна эта информация — мы сможем понять и её.
Иногда происходит отталкивание оппонентов на семантическом уровне. Использование различных диалектизмов одного языка значительно затрудняет его понимание собеседником. Эффективность общения снижается, сокращая влияние на объект суггестии.
Суггестивный подход в рекламе
Суггестивный подход является одним из самых действенных. Воздействие на сознание и подсознание потенциальных потребителей приносит свои плоды. Главная цель данного подхода к рекламе — искусственное создание потребности купить товар. Лаконичные фразы, громкие лозунги — чем только не руководствуются современные фирмы. Одной из предметов суггестии является навязчивый слоган фирмы, заставляющий не забывать её названия. Нередко в этой короткой фразе хранится огромный скрытый смысл.
Говоря о внушении в рекламе, не стоит забывать о так называемом 25-м кадре. Как известно, зрение человека способно улавливать не более 24 кадров в секунду. В середине XX века в США проводился эксперимент по внедрению в видеоряд фильма дополнительного кадра со скрытой рекламой. Поначалу опыт оказался успешным. Продажи рекламируемых товаров действительно значительно возросли. Но уже в следующем году было объявлено о несостоятельности данных исследований, а еще позже и сам автор эксперимента сознался в его фабрикации.
Так или иначе, на данный момент в нескольких странах мира (в том числе и в России) запрещено использование скрытой рекламы, влияющей на подсознание человека.
До сих пор компании всего мира ищут способы влияния на человеческое сознание и подсознание с целью внедрения туда рекламы своего продукта. Кто знает, может именно это стремление приведет нас к технологиям будущего?
Комментарии: