Возвратность инвестиционных вложений — именно так переводиться термин roi (return on investment) с английского языка. Суть этого экономического показателя в отражении эффективности или же наоборот, неэффективности инвестирования в то или иное дело, проект. Синонимами к данному понятию могут выступать такие финансовые термины: коэффициент рентабельности вложения; процент доходности, возвратность инвестированного капитала и т.п.
Для чего необходим roi?
Показатель возвратности вложений используется при анализе возможных прибылей от инвестирования тех или иных проектов, а также позволяет отслеживать этот процесс в динамике: изменения в ту или иную сторону этого показателя указывают, как скорректировать деятельность в сторону большей эффективности.
Расчет показателя возвратности инвестиционных вложений
Коэффициент рентабельности чаще всего выражается в относительных величинах – процентах. При значениях выше 100% считается, что проект реально приносит предполагаемый доход, но, если показатель ниже 100%, значит, вложенные инвестиции не работают и рентабельность отрицательная.
Чтобы вычислить roi нам потребуется несколько показателей:
- Себестоимость производимого товара или предоставляемой услуги, которые должны учитывать абсолютно все издержки на их производство или предоставление (сырье, производство, расходы на оплату труда, логистика, складское хранение и т.д.);
- Общий бюджет вложений, в который входит себестоимость продукта;
- Доход после реализации готового продукта или предоставления определенной услуги.
С помощью вышеперечисленных показателей мы можем записать формулу расчета roi:
Roi=(суммарный доход – себестоимость товара)/ общая сумма инвестирования * 100%
Если числовой показатель выше 100, то финансовые вложения работают и приносят доход. Если же показатель ниже 100, то это наглядное свидетельство, что инвестиции не эффективны и не окупаются.
Еще одна формула расчета roi, которую часто используют при анализе:
Roi = Прибыль + (Цена продажи – Цена приобретения) / Цена приобретения
В этих расчетах «прибыль» — это доход от инвестированных средств; «цена приобретения» — стоимость приобретения активов; «цена продажи» — стоимость продажи (реальной или возможной) активов по истечении сроков владения.
Чтобы эффективно управлять производством, проектом, необходимо следить за ежемесячной динамикой коэффициента. В этом случае можно вовремя оценить уровень рентабельности и принять решение о перенаправлении средств или более грамотном их распределении и повысить доходность предприятия. При этом анализе будет видно, у какого товара или услуги выше маржинальность.
Где чаще всего применяют показатель?
В иностранной маркетинговой аналитике используют два термина, которые описывают roi:
- Маркетинговая возвратность инвестиционных вложений;
- Возвратность маркетинговых инвестиционных вложений (romi).
Эти показатели описывают одни и те же явления, с той лишь разницей, что во втором случае делается акцент на инвестировании непосредственно в маркетинг, а в первом случае речь идет о любых областях инвестирования.
Применяя коэффициент возвратности инвестированных вложений можно проанализировать доходность основных видов инвестиций. Используются расчеты для таких маркетинговых воздействий, которые влияют на принятие решения о немедленной покупке: прямой маркетинг, стимуляция сбыта, различные программы сохранения лояльности.
Но иногда мы можем встретить ограничения:
- Если мы анализируем прибыльность маркетинговых инициатив, то при невозможности выделить их отдельные компоненты, подсчитать roi будет невозможно;
- Невозможно применить формулу расчета и при анализе расходов на пролонгированные маркетинговые исследования.
Для упрощения сравнения показателей доходности за различные промежутки, его пересчитывают из расчета на год. Для вычисления доходности за определенный срок в переводе на годовое исчисление, необходимо её (доходность) поделить на длительность срока владения инвестиционными активами. В результате мы получаем коэффициент окупаемости инвестиций.
В этом случае применима формула, которую так же довольно часто используют при расчетах:
Roi (период) = (сумма инвестирований на конец периода + Доходность за этот период – Размер осуществленных инвестиций) / Размер осуществленных инвестиций.
Комментарии: