В современных магазинах нас окружают различные ароматы. Если пахнет тухлятиной, то из такого магазина клиент по понятным причинам уходит. Но, а если приятный аромат, то задерживается и оставляет там больше денег чем рассчитывал. Именно поэтому в маркетинге давно появилось отдельное направление – аромомаркетинг. Данное направление отвечает за то чтобы задерживать клиента ароматами. И современный ритейл активно использует данный метод увеличения продаж.
Что такое аромомаркетинг
Знаменитый парфюмер Кристоф Ладамюэль разработал туалетную воду Fierce для известного американского бренда модной одежды Abercrombie&Fitch. Во всех магазинах компании, а их около 360, продавцы распыляли этот аромат, затем он стал распространяться автоматически с помощью специального оборудования. Приходя в магазин, покупатели чувствовали запах Fierce, покупая одежду и принося ее домой, они снова ощущали приятный аромат, который ассоциировался с маркой Abercrombie&Fitch. Теперь, приходя в какой-нибудь торговый центр, посетители сразу определяют, что где-то поблизости есть секция Abercrombie&Fitch. Любой, кто пользовался этой туалетной водой, служил живой рекламой. В 2010 году данный аромат стал номером 1 среди мужчин. Все эти мероприятия подняли продажи до небывалых высот.
Визуализация способствует усилению желания покупателей приобретать больше демонстрируемых товаров. Но одной визуализации явно не хватает для достижения поставленных перед торговой сетью задач. Гораздо эффективнее она действует в комплексе с другими методами воздействия на покупателей. Например, это касается распыления специально подобранных ароматов, которые способствуют усилению аппетита у посетителей супермаркетов. Такие распыляемые ароматы усиливают чувство голода у посетителей супермаркетов. После чего покупатель стремится всячески его утолить. Особенно эффективно ароматы, распыляемые в супермаркетах, действуют на тех людей, которые испытывают усиленное чувство голода.
Для того, чтобы понять то, как аромат влияет на человека, достаточно вспомнить ароматы пирожков, шаурмы, шашлыков и других блюд, которые очень часто можно ощутить на городских улицах. Почти всегда они целенаправленно распространяются на большие расстояния, привлекая внимание людей. И за счет этого увеличивают продажи таких продуктов. Аналогичное воздействие на своих посетителей оказывают и супермаркеты. С помощью специальных устройств, скрытых от глаз рядовых посетителей, они намеренно распространяют правильно подобранные ароматические смеси в торговых залах супермаркетов. Это усиливает аппетит и стимулирует посетителей совершать еще больше покупок.
Для достижения подобных целей торговые сети оборудуют свои помещения искусственными кофейными ароматизаторами, работающими в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Покупатели в супермаркетах никогда не замечают данные устройства. Зато почти при каждом посещении супермаркета они чувствуют кофейный или другой аромат, стимулирующий аппетит.
Именно восприятие запаха определенных продуктов оказывает самое сильное влияние на подсознание человека. Как только аромат попадает в нос и воздействует на рецепторы запаха, нейроны сразу же передают полученную информацию в мозг. Именно запах воспринимается мозгом намного быстрее, чем звуковые и прочие сигналы. Например, чувствуя запах кофе, человек в большинстве случаев стремится употребить данный продукт. Размещение изображений определенных продуктов и товаров на картинках в торговых залах супермаркетов оказывает менее эффективное влияние на покупателей.
Нейрофизиологи объясняют это тем, что запахи оказывают воздействие на наиболее древние структуры мозга. Предки человека в ранний период развития не имели достаточно развитого зрения. По этой причине они делали упор именно на собственное обоняние в качестве наиболее эффективного средства получения информации об окружающем мире. Сегодня это можно увидеть на примере большинства высокоразвитых животных, например, млекопитающих. Для них окружающие запахи оказываются намного важнее, чем собственное зрительное и вкусовое восприятие. Не менее важным для человека являются вкусовые и питательные качества продуктов. Но полноценно ощутить их до момента приобретения товара бывает достаточно сложно.
Нейромаркетинг активно использует свойства запахов, воздействуя с их помощью на память и ассоциативное мышление покупателей. Ведь ароматы остаются в нашей памяти навсегда. Достаточно вспомнить, например, аромат свежеиспеченного хлеба. И мозг сам выдает вам картинку. По этой причине совершенно не стоит удивляться тому, что в большинстве супермаркетов присутствует аромат свежей выпечки. Такой запах распыляется намеренно для того, чтобы вызвать у посетителей чувство голода. Для этого непосредственно в торговых залах супермаркетов устанавливают ароматизаторы или миниатюрные пекарни.
Ощущение запахов в супермаркетах заставляет наш мозг стремиться к удовлетворению потребностей в получении пищи. В результате этого посетители супермаркетов приобретают значительно больше тех же мучных изделий, чем они изначально планировали. Наличие ароматов определенных продуктов питания провоцирует выделение желудочного сока. Далее мозг получает сигналы от того же желудка о том, что пора принимать пищу.
Для существенного увеличения продаж все больше супермаркетов начинают активно применять аромомаркетинг. Наиболее часто в супермаркетах применяются ароматизаторы с запахом бекона, кофе, клубники, дыни, хлеба и даже ароматические отдушки с запахом чистоты. Все эти ароматы можно приобрести в стандартных баллонах. Устройства для распространения запахов незаметно закрепляют на полках супермаркетов. И они в автоматическом режиме распыляют нужный аромат.
Специалисты по маркетингу отмечают, что обоняние человека способно буквально творить чудеса. Применение подобных методик воздействия на покупателей значительно увеличивает продажи. Распыляемые ароматы увеличивают объем продаж в супермаркетах почти на 20%. Так, например, запахи кофе и шоколада практически мгновенно вызывают у человека желание ощутить вкус данных продуктов. Эффективными для повышения продаж оказываются и натуральные ароматы свежей выпечки, и хлебобулочных изделий, и искусственные ароматизаторы, распыляемые с помощью балонов.
Запахи воздействуют непосредственно на эмоциональное восприятие человека, определяя его дальнейшие действия. И избежать данного влияния никак нельзя.
Но супермаркеты используют все описанные методики не по отдельности, а комплексно. И лимбическая система мозга подключается именно в те моменты, когда на человека оказывается комплексное воздействие. Наиболее эффективно на покупателей в супермаркетах действует сочетание музыкальных композиций с распыляемыми ароматизаторами.
В каких магазинах применяется аромомаркетинг
Ответ на этот вопрос очень простой – во всех. Сейчас есть много фирм специализирующихся на оказании услуг по ароматизации коммерческих помещений. Это могут быть не только продовольственные магазины, но и одежды, детских товаров, свадебные салоны, книжные и канцелярские магазины, турфирмы и даже секс шопы. По сути решения есть для любого бизнеса.
Комментарии: