Поделиться этой записью

Новости / Управление продажами

Дебиторка

Дебиторская задолженность (в народе чаще употребляется слово – дебиторка) – это сумма денежных средств, которые должны юридическому лицу другие юридические или физические лица. С одной стороны с дебиторкой можно просто не сталкиваться, работая по предоплатной системе продаж, но на деле всё оказывается намного прозаичней.

Откуда берётся дебиторка

Чаще всего дебиторка возникает, когда товар отдаётся под реализацию в розницу по постоплатной системе продаж. То есть продавец расплатится только после того как реализовал товар. С одной стороны это не очень логичный поступок для производителя или дистрибьютора, ведь намного проще работать по предоплате и не опасаться столкнуться с дебиторкой. Но на деле есть несколько факторов, которые заставляют поставщиков и производителей идти на такие уступки:

  1. Недостаток оборотных средств у продавца. Дело в том, что у продавца деньги всё время в обороте, и лишних денег на покупку нового товара просто нет. Кроме того для самого продавца достаточно рискованно покупать товар который он может и не продать. Лучше закупить тот, что точно продастся.
  2. Конкуренция. В условии конкуренции, продавец может выбирать, у кого и как закупать товар. И система оплаты так же играет большую роль. Соответственно поставщики и производители, работающие только по предоплате, оказываются в менее выгодном положении.
  3. Высокая стоимость хранения товара. Складские помещения стоят денег, и хранить товар достаточно дорого. Намного выгоднее чтобы он хранился на складах в продавца. Нужно понимать, что чем выше цена товара, тем сложнее его продать и получается, что у продавца работающего по постоплатной системе товар будет дешевле.
  4. Ваш товар никто не знает. Если ваш товар не известен на рынке, то шансов что его купят по предоплате очень мало. Конечному продавцу дорого место на полке и занимать его не известным товаром и рисковать его не продать весьма опасно.
  5. Скоропортящиеся продукты питания. Товар с ограниченным сроком годности чаще всего продают по постоплатной системе потому что есть риски его не успеть продать, а продавец не хочет брать риск на себя. А производитель в свою очередь должен как можно быстрее найти продавца, пока товар не испортился и ему приходится идти на риск.

Соответственно продавец, продав ваш товар, не спешит отдавать за него деньги, так как деньги нужно скорее пускать в оборот, платить за аренду, коммунальные платежи и вообще проблем всегда много и если поставщик не спешит забирать свои деньги, то зачем их сразу отдавать. Очень важно понимать, что пару лишних миллионов, продавец за месяц может вложить в товар и заработать на ваших деньгах. По сути, так же можете сделать и вы, но продавец понимает, что вы от него зависите, он может отказаться покупать товар у вас и уйти к конкурентам.

Существуют так же случаи, когда продавец не продал ваш товар и поэтому не возвращает деньги. Здесь ситуация очень не однозначная, и выходов из нее есть несколько: вернуть товар себе и продать другому продавцу, убедить продавца выставить товар на приоритетные позиции, снизить цену товара.

Как работать с дебиторской задолженностью

Работу с дебиторкой можно разделить на две составляющие: правильная реализация товара то есть  создание условий для успешной продажи вашего товара, и непосредственно взаимодействие с клиентом по своевременной выплате дебиторской задолженности. Очень важно понимать, что дебиторкой нужно заниматься системно, а не ждать когда клиент сам произведёт оплату или бежать «выбивать долги» когда у вас закончились деньги.

Обеспечиваем успешную реализацию товара

Для того чтобы ваш товар начали продавать, нужно не просто найти хорошего продавца. Важно контролировать, как происходит продажа товара. У большинства крупных фирм есть мерчандайзеры которые взаимодействуют с магазинами, для того чтобы товар был выставлен на приоритетные позиции. Если вы не можете себе позволить таких сотрудников, то хотя бы самостоятельно проверяйте, где расположен ваш товар в магазине.

Не забывайте, что успех реализации зависит и от ваших действий. Если ваш товар не покупают, стоит подумать о рекламе, изменении упаковки и прочих маркетинговых хитростях. Если всё делать правильно, то у вас не возникнет проблем с реализацией, а значит и проблем с дебиторкой станет меньше, останется просто добиться оплаты от продавца.

«Выбиваем долги»

Всё хорошо ваш товар продали и теперь важно добиться своевременной оплаты от продавца. В бизнесе есть специальные термины – оборачиваемость дебиторской задолженности и коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях. Эти KPI показатели показывают — насколько успешно компания ведёт свой бизнес, они напрямую влияют на ликвидность и платёжеспособность компании. Если вы не следите за этими показателями, то нужно срочно этим заняться.

Для того чтобы клиент погасил дебиторку как правило приходится ему либо звонить с напоминанием, либо ехать.  Ответ клиент может обещать заплатить, жаловаться на трудную жизнь и многое другое. Ваша задача систематически разными способами напоминать о долге. Возьмите на вооружение пример коллекторских агентств, они выбивают долги за счет того что постоянно давят на психику должника. Например: начинают названивать в 8 утра и напоминать о долге, говорят что вы можете продать что ни будь для погашения долгов и т.п. Тут главное не упускать дело на самотёк и уметь проявлять жёсткость.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Комментарии:

Lost Password

Register